orangefrog.ru

Вопросы: Детский труд

Когда сын был младше, он охотно помогал нам в разных домашних делах, с радостью выполнял любые просьбы и никогда не оставался в стороне, если кто-то готовил или занимался уборкой. Иногда мы вздыхали из-за того, что жажда деятельности ребенка была еще не соизмерима с его навыками, но вместе с тем понимали, что сын учится, осваивает новые навыки. И вот он научился, а у нас появилось много вопросов.

Правильно ли превращать каждое освоенное дело в обязанность? Честно ли говорить: “можешь - значит должен”? Не заставит ли это ребенка скрывать свои навыки, не отобьет ли охоту учиться новому?

С какого возраста и в каком объеме вводить общественные (не относящиеся к личной гигиене и самообслуживанию) домашние обязанности? И если посуду проще помыть самой, чем уговорить это сделать ребенка - может быть и не надо уговаривать?

Если свободный ребенок время от времени проявляет инициативу и что-то моет, чистит, готовит, не испортит ли требование работать по графику этой инициативы?

Нужно ли учить ребенка всем видам домашних дел или ограничиться только теми, к которым он проявил интерес?

Может ли вознаграждаться выполнение домашней работы и как?

Как быть, если ребенок отказывается делать что-то конкретное или просто не хочет “заниматься делом”? Как определить границу справедливых требований?

Не приучат ли многократные “возьми сам”, “сделай сам” отвечать такими же словами на любую просьбу о помощи? А если родители ухаживают и всячески проявляют заботу о ребенке - берет ли он с них пример или лишь привыкает к такому обращению?