orangefrog.ru

Проблемы на детском празднике и их решения. Часть 1

Если вам приходилось устраивать детский праздник или просто занимать пришедших в гости детей, наверняка случались какие-то накладки и что-то шло не так, как задумано. На наших праздниках я сталкивалась с разными проблемами и поняла - самое главное не воспринимать каждую из них как конец света, а искать простые решения. Такими решениями я и хочу поделиться.

1. Дети отказываются выполнять задание. Это один из главных страхов многих родителей. Но в жизни редко случается, что отказываются все дети. И если вдруг случается - не заостряйте на этом внимание. Скажите: “Ну тогда я сам это сделаю” и сделайте. Возможно в процессе кто-то к вам присоединится. И наверняка детям будет интересно посмотреть, как вы выполняете задание. Не отчаивайтесь, все задания не могут быть неудачными, а одной вашей ошибки никто не заметит. Не приставайте к детям, которые сидят в углу и ничего не делают. Особенно если они внимательно за всем следят, смеются и увлечены. Примите, что бывают такие дети и такой способ участвовать в празднике. И вполне возможно, что в какой-то момент этот ребенок побежит что-то делать со всеми. Это здорово, но не нужно пытаться во что бы то ни стало такой момент приблизить. Никогда не настаивайте, чтобы все выполнили задания, доделали и показали результат.

2. Ребенок поранился. Хорошо, когда есть на подхвате кто-то из родителей, который уведет ребенка, обработает ранку, заклеит волшебным пластырем. Если нет, дайте остальным детям задание, которое они смогут выполнять без вас - что-то нарисовать, отыскать предмет, удовлетворяющий определенным условиям, заполнить заранее заготовленный бланк с заданием (например дан список букв, нужно найти в комнате предметы, с них начинающиеся. Для малышей - цветные квадраты, которые нужно разложить на предметы того же цвета). Если сценарий позволяет - запустите ролевую игру. Например, если дети как раз плывут на корабле - пусть удирают от пиратов или ловят рыбу. После этого займитесь их раненным в схватке или покусанном рыбами товарищем, лучше в другой комнате.

3. Один из детей расстроился. Тут опять же нужен помощник ведущего, чтобы разобраться в чем дело, увести и успокоить. Если его нет, спросите ребенка: “Ты можешь объяснить, что произошло?”. Если может - действуете по обстоятельствам, часто бывает ерундовая проблема, которую вы способны быстро решить. Если у ребенка что-то объяснить не получается - так же займите детей и уведите их несчастного друга в другую комнату. Там попытайтесь просто утешить, предложите игру или занятие, спросите, подействует ли на его настроение утешительная конфета или веер, высушивающий слезы. Потом спросите, хочет ли ребенок побыть один или уже пойдет с вами продолжать путешествие.

4. Дети подрались-поссорились. Не устраивайте на празднике разборки кто прав, кто виноват. Попробуйте развести детей и чем-то увлечь. Спросите, не нужно ли кому-то из них побыть одному. Если есть один ребенок, который задирает, обижает других - выведите его из комнаты (остальным детям дайте задание) и попросите, например, нарисовать злое, чтобы оно вышло наружу или кого-то спасти, решить задачку. То есть такое удаление с праздника должно быть не наказанием, а особым заданием, которое отвлечет ребенка от нежелательного поведения. Важно - если ребенок как-то плохо себя ведет, не бегите за помощью к его родителям. Чаще всего они не помогут, а сделают хуже (потому что привнесут домашние проблемы, чувство вины, стыда за ребенка). Так что зовите на помощь нейтрального, спокойного и мудрого взрослого.

5. Дети спорят, кто будет первым. Обычно не стоит обращать внимание на очередность, Но если хотя бы двум детям это становится важно - тяните жребий, выстраивайте в каждом задании новый порядок участия. Подробнее я писала здесь. Не позволяйте одному ребенку все время протискиваться вперед, это мешает становлению командной атмосферы.

6. Задание слишком сложное-скучное, дети не справились с заданием. Такое случается и точно не нужно сразу начинать себя винить. Постарайтесь побыстрее свернуть задание. Можете ввести волшебного персонажа, который прилетит и поможет детям все решить. Или сделайте вид, что они уже более-менее справились с задачей. Сообщите детям важную для сценария информацию и идите дальше. Например, если они выполняли задание какого-то персонажа, скажите “Краб поблагодарил вас за старания и все равно отдал подсказку”. Если никакой информации задание не несло, просто скажите что-то вроде: “Какой-то плохой нам попался остров, скучный. Давайте поплывем дальше, там наверняка будет что-то интересное”.

7. Дети разбегаются, трудно держать внимание. Вот тут я рассказывала о способах собрать внимание детей. Но сразу настройтесь, что дети не будут все время внимательны, так что давайте им паузы поболтать, побегать, порассматривать реквизит и декорации. Не старайтесь все время удерживать их внимание и не бойтесь не собрать детей, если они разбегутся. Но не забывайте о регулирующих, тормозящих заданиях. О них я уже много писала, вот последний, обобщенный список способов утихомирить детей. Желательно встраивать эти задания в сценарий. Но что-то можно просто запомнить и использовать при случае. Причем применять их нужно даже если перевозбудился всего один ребенок.

8. Дети зависли на одном из заданий, не хотят прекращать его. Пообещайте детям, что они смогут во все поиграть после праздника, а большую часть реквизита вы им вообще подарите. И напомните цель сценария, что нужно кого-то спасти, кого-то победить, что-то найти. Бывают дети, которым важно все доделать до конца, и это хорошее качество. Так что если один ребенок застрял на выполнении задания, дайте ему 5-7 минут все доделать и предложите пока остальным детям запасную игру. Если этого времени не хватит - оставляйте ребенка с его занятием (желательно под присмотром другого взрослого) и продолжайте приключения.

9. Один ребенок все время отвечает на все вопросы, другие не успевают. Поговорите с этим ребенком как с взрослым и умным. Попросите быть вашим помощником, не кричать ответы, а задавать наводящие вопросы и объяснять задачу другим детям. Он так же может поднимать руку и вы будете кивать в ответ, говорить ответ вам на ухо или писать его на бумажке. Так же задавайте адресные вопросы-задания. Или предложите отвечать, начиная с самого младшего участника.

10. Ребенок не действует по правилам. С маленькими детьми лучше сразу не закладывать жестких правил, предполагать множество способов выполнения задания. Со старшими, если ситуация критичная, боритесь игровыми методами. Например, все переходят воображаемое болото, прыгая по кочкам. А один ребенок бегает как хочет и этим гордится. Опишите другим детям, какой он стал грязный. И когда в следующий раз дети будут переходить по воображаемому мосту речку, сразу предложите не идти со всеми, а помыться в речке. Можно предложить ребенку, нарушающему правила, какой-то реквизит, оправдывающий такое нарушение внутри игры. Например надеть крылышки или выпить зелья, позволяющего ходить по воде. Если другие дети тоже захотят - и им дайте. Ведь ваша цель не придерживаться плана, а сохранить игру, втянуть в игру даже самого непослушного ребенка.

11. Ребенок не видит воображаемого мира. Это проблема скорее старших детей. Им важно показать, что вы не собираетесь их обманывать и вешать им лапшу на уши, а сами решили так поиграть и их приглашаете. Попросите ребенка закрыть глаза и представить то, что вы описываете. Если не получается - не настаивайте, пусть он просто помогает другим отгадывать загадки и искать клад. Обещайте, что клад уж точно не будет воображаемым.

12. Кто-то из детей протестует против праздника. У ребенка, даже совсем маленького, есть уже свой опыт праздников, вернее есть свой опыт как-то связанный со словом “праздник”. И опыт не обязательно положительный - потерялся на народном гулянии, испугался Деда Мороза, ругали, что не выучил стишок в детском саду. Именно поэтому чаще чем “праздник” я использую слова “сказка” и “игра”. А еще “путешествие”, “приключение”. Уж куда-нибудь ребенок согласится пойти. Хотя если у ребенка уже включилось отрицание и он не единственный гость на празднике, вместо того, чтобы уговаривать, попросите его быть зрителем.