orangefrog.ru

Правильное и неправильное

Чем ребенок становится старше, тем больше появляется у родителей вопросов без ответов. И, на мой взгляд, самый трудный из них – вопрос нравственного воспитания. Как сделать ребенка честным, заботливым, добрым, как повлиять на формирующуюся систему ценностей и что вообще нужно, чтобы вырастить хорошего человека? Хотелось бы предложить какие-то решения – но это невозможно. Поэтому просто мысли на тему. И буду рада, если благодаря вашим комментариям их станет больше.

Лучшая книга о нравственном воспитании “Педагогика для всех” Симона Соловейчика. Вот здесь я приводила наиболее впечатливший меня отрывок.

Совесть внутри. И если родители становятся для ребенка внешней совестью, силой или постоянным надзором регулирующей его поведение, внутренней совести может и не образоваться. Поэтому важно дать ребенку свободу поступать неправильно, время самостоятельно сделать выводы и возможность быть наказанным угрызениями совести, а не мамой или папой.

Понятно, что с внимательным и честным ребенком жить удобнее. Но если достижение удобства становится главной целью родителей, дети понимают или неосознанно чувствуют подмену важных ценностей чьей-то выгодой.

Очень важно быть искренним. Непоследовательность, несправедливость, излишняя эмоциональность не так страшны, как лицемерие, даже совершающееся во благо и с полезными педагогическими целями.

Невозможно предугадать, как отразится на ребенке наше воспитание. И поскольку результат непредсказуем, неоправданно прикрывать целью использование неблаговидных средств.

У ребенка должны быть примеры, идеалы для подражания. Их можно искать, например, в книгах и документальных жизнеописаниях. Но важно помнить, что на долгие годы самым главным и значимым примером остаются родители.

Родителям нужно разобраться со своими принципами, ценностями. Очень трудно учить ребенка законам, которых сам не соблюдаешь.

Любую информацию, знания желательно предлагать “не разжевывая”. Вопросы стимулируют внутреннюю работу мыслей и души намного сильнее, чем готовые ответы.

Лучше всего передавать личный пример от первого лица, не прикрываясь бессмысленными для детей авторитетами и приличиями.

Никогда не торопитесь с выводами. Плохой поступок может оказаться хорошим, а обвинение напрасным. И незаслуженные обвинения, проявление недоверия, подозрения более разрушительны, чем попустительство.

Посмотрите еще одну мою статью, близкую по теме – [Он лжет!](http://orangefrog.ru/on-lzhet/)